Бесплатный звонок (24 часа)
Актуальность магистратуры и аспирантуры в современном понимании студентов
В настоящем понимании сложилось неоднозначное мнение касательно актуальности магистратуры и аспирантуры. До настоящего времени не прекращаются споры о том, какое образование отвечает всем требованиям современности: специалитет (5 лет) или болонская система, включающая бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), а также возможность в последующем окончить аспирантуру (как после специалитета, так и после магистратуры).
Как известно, всё новое основная масса людей воспринимает критично. Такое отношение к инновациям зависит не столько от возраста и склада характера людей, сколько от их образованности, так как последние руководствуются причинами и аргументами необходимости появления того или иного новшества. Ввиду того, что в России с каждым годом окончание магистратуры и аспирантуры приобретают бόльшую популярность, по сравнению со специалитетом, можно сделать вывод, что люди науки делают логичный выбор в пользу болонской системы и научной степени.
Как правило, при поступлении в магистратуру/аспирантуру, современные студенты руководствуются стремлением развиваться, получать новые знания, навыки, умения, компетенцию, строить свою карьеру на более высоком профессиональном уровне, так как магистратура/аспирантура примыкает к новой более высокой ступени высшего образования. И на данный момент учиться на данные ступени образования идут не только после бакалавриата, но и после специалитета, в том числе те люди, которые окончили высшее учебное заведение много лет назад (для этих студентов существует даже отдельная программа: «магистратура для взрослых»).
В качестве статистических данных приведём следующие показатели информации об обучении в магистратуре в России и за рубежом, собранные на российском образовательном портале Магистратура.су. В системе зафиксировано 4973 магистерские программы , в том числе:
Преимущества окончания магистратуры перед специалитетом и бакалавриатом :
Отметим, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в 2013 году выделила определенные уровни должностей, которые можно получить, по окончанию бакалавриата или магистратуры. В таблице ниже приведён минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходим кандидату, который претендует на занятие должности в государственных или коммерческих организациях гражданской направленности.
Минимальный уровень профессионального образования для получения должности
Категория и группа должностей гражданской службы |
Уровень профессионального образования |
|
1. |
|
Высшее учебное заведение – специалитет, магистратура |
2. |
|
Высшее учебное заведение – бакалавриат |
3. |
|
Среднее профессиональное образование |
Как показала статистика, проведенная в 2015-ом году, выпускники, получившие образование, преодолев нескольких ступеней в высшем учебном заведении: бакалавриат, специалитет, магистратура – благополучно трудоустроились: 66% из них стали сотрудниками организаций еще до окончания обучения в университете, 22% нашли работу сразу по окончании высшего учебного заведения. При этом среднемесячный доход выпускников бакалавриата составил 25 000 рублей, выпускников специалитета – 30 000 рублей, выпускников магистратуры – 35 000 рублей и выше. Такая разница в доходах определена тем, что большинство магистрантов начинают работать еще в период своего обучения в вузе.
Магистратура, как уже отмечалось ранее, достаточно молодое направление в науке. Мнения специалистов расходятся также в том, стоит ли относить степень магистра к научной степени, и является ли данный вид образования более эффективным по сравнению со специалитетом. К примеру, в научной статье А.Г. Козловой магистратура рассматривается критично, в первую очередь, со стороны молодежи: «Во-первых, неудобство доставляет нарушение сложившегося порядка обучения в вузе. Для большинства закончить бакалавриат и далее не продолжать обучение стало нормой. Студенты полагают, что за три-четыре года они станут полноценными специалистами, ввиду того, что успели пройти основную подготовку, а практика на месте работы заполнит пробелы в знаниях и даст самые необходимые навыки лучше магистратуры». Так как окончание специалитета подразумевает законченное высшее образование без особой необходимости идти учиться далее, вероятно, окончание бакалавриата ошибочно наталкивает на мысль, что этих знаний также будет достаточно. По нашему мнению, можно выделить четыре аргумента в пользу обучения в магистратуре и аспирантуре :
1. Возможность приобрести недостающие знания опытным путем иллюзорна. Пока умелый специалист с шестилетним образованием поднимается по карьерной лестнице, человек с четырехлетним багажом знаний будет пытаться его догнать, но ошибки, возникающие в процессе работы, не дадут достичь уровня магистранта так легко, как если бы их уровень образования был одинаковым. Возникающие погрешности в работе, конечно же, в итоге прибавят опыта, но создадут дополнительные ступени в карьерном росте, в отличие от более образованного коллеги.
2. Виду сравнительно недавних кардинальных перемен в политике – развала СССР – когда целое поколение людей смогло хорошо нажиться благодаря не столько интеллекту, сколько удачно подвернувшемуся случаю или нечестным методом с применением насилия, в народе появилось мнение, что «необязательно учиться в институте в принципе. Хватает и школы, а умный человек и без вуза сможет проявить свою смекалку». Тем не менее, времена меняются. И, в настоящее время, заработать денег так, как это делали в 90-е годы практически невозможно. Любой специалист с дипломом станет преградой в карьерной лестнице тому, кто не имеет документа о высшем образовании.
3. Как бы плохо не учился студент в вузе, ему необходимо постоянно решать множество вопросов в связи с окончанием сессии, посещением лекций и семинаров, написанием курсовых и дипломной работы и пр. Поэтому, в любом случае, смекалка, интеллект и изобретательность имеют положительную динамику, что делает данного студента, в итоге, умнее и приспособленнее к стрессовым ситуациям, в отличие от человека, который не стал учиться в вузе в принципе.
4. Современные методы обучения в магистратуре и аспирантуре позволяют студенту иметь возможность параллельно подрабатывать. Что благотворно сказывается на его уровне образования и профессионализме.
5. Специалисты с ученой степенью на государственных и иностранных предприятиях получают дополнительные надбавки к зарплате при наличии соответствующего диплома.
6. Те, кто окончил аспирантуру, получают право на оплачиваемый отпуск в количестве сорока дней в год. Стандартный отпуск – 28 дней в горду.
7. Работники, осваивающие программы аспирантуры по заочной форме обучения, имеют право на:
А) ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;
Б) один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.
8. Также в пользу магистратуры/аспирантуры выступает возможность получения отсрочки от армии.
Также А.Г. Козлова отметила в своих исследованиях второй фактор, препятствующий студентам делать выбор в пользу магистратуры: «…у тех, кто решил продолжить обучение в магистратуре возникают трудности с выбором направления». Отметим, базовые знания в бакалавриате не достаточны для полного практического его использования. Возникает некоторая недоученность студента. К тому же, весьма удобно то, что по окончании бакалавриата можно выбрать наиболее удобное и актуальное, по мнению студента, направление в магистратуре, которое будет отвечать его требованиям. В процессе обучения у человека уже сложилось достаточно хорошее представление об его будущей специальности. Он стал наиболее грамотным в этом вопросе и уже лучше понимает, чего хочет от жизни, что позволяет ему легко выбрать желаемое направление в магистратуре. А при окончании специалитета нет такой возможности. К тому же, получив степень магистра, человек обретает гораздо больший багаж знаний за шесть лет, в отличие от пятилетнего образования. Плюс — если всё же возникают трудности с выбором направления в магистратуре, в высших учебных заведениях определиться с выбором направления могут помочь методисты, преподаватели или тьюторы.
Как готовить билеты к экзамену: рекомендацииНа Студент5 я заказывал отчет по преддипломной практике. Сделали на отлично. Заказывал также выполнение финансового анализа. Тоже сделали просто прекрасно, причем все расчеты были верные! ...