8 804 333-65-70

Бесплатный звонок (24 часа)

Болонская система. Индивидуальная образовательная траектория

Наш мир не стоит на месте. Развитие нации в принципе идет стремительными скачками с появлением новых технологий, внедрение которых абсолютно во все сферы жизнедеятельности человека внесли свой значительный вклад в изменение привычного устоя не только профессиональной, медицинской, транспортной системы, но и в систему образования. Ускорение темпов социально-экономического развития информационного общества, расширение масштаба социально-профессиональной мобильности, динамическое развитие экономики, которое характеризуется большой степенью неопределенности, конкурентоспособностью, структурными переменами занятости людей. Данные перемены оказывают влияние на требования по отношению к качеству профессионального образования, востребованность той или иной квалификации специалиста, его готовность к освоению новой инновационной технологии труда. «Профессиональное сообщество отреагировало на данную социально-экономическую видовую тенденцию – это потребность в индивидуальной образовательной траектории».

К примеру, в США давно активно применяют организацию обучения с использованием индивидуальной образовательной траектории (ИОТ): американцы активно используют ИОТ в высших образовательных учреждениях. Студент самостоятельно вправе выбирать предметы, которые, по его мнению, наиболее интересны для него из перечня, представленного его вузом (кафедрой). Так же в обучении широко применяются информационные технологии в университетских библиотеках: веб-сайты университетских библиотек как порталы библиотечных услуг, онлайновые межбиблиотечные абонементы и электронная доставка документов, справочное обслуживание по электронной почте и т.д. В вузах созданы онлайновые каталоги публичного доступа, базы данных и электронные журналы (в том числе, журналы учета посещаемости и успеваемости в обучении студентов), цифровые проекты университетских библиотек, электронные резервные коллекции. Стало популярно онлайн обучение.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. также говорится о том, что «следует совершенствовать образование, повышать его качество, в том числе, необходима индивидуализация образования». Одним из актуальных вопросов совершенствования и видоизменения образования в современном обществе заключается в проектировании и институциональном обеспечении индивидуальной образовательной траектории обучающегося с применением современных информационных технологий.

Всё началось с появления Болонской системы образования или Болонского процесса 19 июля 1999 года, когда была подписана 29-ю европейскими государствами Болонской декларации, которая утверждала необходимость для Европы образования и образовательного сотрудничества в формировании и закреплении стабильного, мирного и демократического общества.

В России активное развитие Болонской системы началось с сентября 2003 года, когда РФ присоединилась к Болонскому процессу на встрече министров образования европейских стран в Берлине.

На основании данной системы с 2011 года в Российских вузах начала формироваться образовательная траектория. Высшие учебные заведения начали переходить на двухуровневую подготовку кадров, включающую:

1. Бакалавриат – 4 года обучения в высшем учебном заведении – первый уровень высшего образования;

2. Магистратура – 2 года обучения в высшем учебном заведении – второй уровень высшего образования.

Невзирая на приобретенную популярность новой системы образования, четыре года образования – бакалавриат – как уровень профессиональной подготовки потенциальных сотрудников, как обучающиеся, так и работодатели не оценили его в должной мере.

ИОТ – это план и программа формирования обучаемым своих способностей, включая реализацию потенциальных возможностей с целью поднятия уровня конкурентоспособности и развития своей личности». Сущность индивидуальной образовательной траектории состоит в осознанном и ответственном выборе студентом «целевой ориентации осуществления своего профессионально-образовательного потенциала с опорой на свои сложившиеся ценности, установки и смысл жизнедеятельности». Предпочтение той или иной образовательной траектории зависит от социально-профессиональной направленности обучающегося, его ценностно-смысловыми ориентирами, присутствием альтернативной образовательной программы, возможностями вуза.

Специалисты выделяют несколько вариантов построения ИОТ :

Первый вариант – выбор подготовки строго в рамках бакалавриата, то есть, обучение происходит в течение четырех лет, студенту даются базовые знания по выбранной специальности, которые, в дальнейшем, подтверждается соответствующим дипломом. Исходя из этой программы обучающийся выбирает профиль своего образования.

Второй вариант – выбор подготовки по программе бакалавриата, включающий обучение в соответствии с программой профессиональной переподготовки, которая в дальнейшем дает студенту право ведения новой профессиональной деятельности. В соответствии с классическими мерками высшего образования данная программа несколько напоминает специалитет, действующий в подавляющем большинству вузов нашей страны, так как обучение длится пять лет. На основании окончания второго варианта такой траектории образования выпускник получит два диплома – данная программа примерно схожа с ушедшими в прошлое специальностями.

Третий вариант – освоение таких уровней образования, как бакалавриат и магистратура. В дальнейшем это гарантирует получение двух дипломов и степени магистра. Специалисты полагают, что будущее стоит за такой системой высшего образования, хотя оно и занимает у студента шесть лет.

Отметим, что верный выбор ИОТ позволяет абитуриенту в дальнейшем:

  • Определиться с вектором профессионального развития студента;
  • Выбрать тематику научно-исследовательской работы: курсовые и дипломные проектирования;
  • Установить тот перечень курсов на выбор, который обучаемый будет изучать в рамках бакалавриата;
  • Обусловить потенциальную базу практики;
  • По окончании обучения обрести два диплома;
  • Приобрести компетентность в нескольких сферах знаний, повысив, таким образом, свою конкурентоспособность при трудоустройстве.

Специалисты выделяют внешние и внутренние факторы, влияющие на проектирование образовательных траекторий :

  • Внешние факторы включают в себя миссию высшего учебного заведения, его институционную структуру, а так же социально-экономические нужды региона, квалификацию педагогического состава.
  • Внутренние факторы построения индивидуальных образовательных траекторий включают в себя целевую ориентацию студентов, их мотивы повышения образовательного уровня, познавательную активность, нужду в саморазвитии, самоотношение и ориентацию на будущее (определение дальнейших перспектив).

Рассмотрим, как в настоящее время, и в каких вузах страны применяются ИОТ .

1. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России (МГИМО (У) МИД России) Адрес: Россия, Москва, Вернадского просп., 76. Web-сайт: http://business.mgimo.ru, http://www.mgimo.ru;

2. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы (СПбГИПСР). Адрес: Россия, Санкт-Петербург, В.О., линия 12-я, 13а. Web-сайт: http:// www.psysocwork.ru .

3. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ); Адрес: Россия, г. Омск, пр. Мира, 5. Web-сайт: http:// www.sibadi.org ;

4. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ); Адрес: Санкт-Петербург, просп. Большевиков, 22, корп.1. Web-сайт: http://www.sut.ru

5. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет» (ФГБ ОУВПО НГУ). Адрес: Россия, Ханты-Россия, Мансийский АО, Нижневартовск, ул. Ленина, 56. Web-сайт: http://www. nvsu.ru

Ближнее зарубежье :

1. Казахстанская Автомобильно-дорожная академия им. Л.Б. Гончарова (КАДА им. Л.Б. Гончарова); Адрес: Казахстан, Алматы, просп. Райымбека, 417а. Web-сайт: : http:// www.kazadi.kz ;

2. Белорусский государственный педагогический университет (БГУП); Адрес: Беларусь, г. Минск, ул. Советская, Web-сайт: http://www.bspu.unibel.by

Дальнее зарубежье :

1. University of Bath. Адрес: Великобритания, Claverton Down Rd, Bath, North East Somerset BA2 7AY. Web-сайт: http://www.bath.ac.uk/ ;

2. Humboldt-Universität zu Berlin. Адрес: Германия, Unter den Linden 6, 10099 Berlin,. Web-сайт: https://www.hu-berlin.de/de ;

3. Università Commerciale Luigi Bocconi. Адрес: Италия, Università Bocconi — Via Sarfatti, 25 Milano. Web-сайт: http://www.unibocconi.eu/ ;

4. California Institute of Technology, Адрес: Соединенные штаты Америки, California Institute of Technology, Pasadena, California 91125. Web-сайт: http://www.caltech.edu/ ;

5. Libre Institute Samadeva. Адрес: Франция, 34 rue du Wittertalhof 67140 Le Hohwald. Web-сайт: http://samadeva.com/

Практически во всех вышеперечисленных нами вузах применяются современные информационные технологии и цифровые устройства воспроизведения и передачи образовательного материала. Широко применяется медиаконтент в образовании, что способствует повышению интереса у студентов при получении образования.


Обсуждение закрыто.

О НАС ГОВОРЯТ

На Студент5 я заказывал отчет по преддипломной практике. Сделали на отлично. Заказывал также выполнение финансового анализа. Тоже сделали просто прекрасно, причем все расчеты были верные! ...

Алексей, Сочи
Дипломная работа

Все отзывы