8 804 333-65-70

Бесплатный звонок (24 часа)

Болонская система

Напомним, что толчок к реформам в системе обучения начался с появления Болонской системы образования или Болонского процесса 19 июля 1999 г., когда была подписана двадцати девятью европейскими государствами Болонская декларация, которая утверждала необходимость для Европы образования и образовательного сотрудничества а формировании и закреплении стабильного, мирного и демократического общества.

В тот момент страны Европейского экономического сообщества пришли к договоренности о необходимости создания «единого образовательного пространства», которую в итоге зафиксировали в форме Болонской декларации. В соответствии с данной декларацией к 2010 году все страны Западной Европы должны прийти к единой системе высшего профессионального образования (как это можно увидеть на рис. 1.1). В настоящий момент процесс охватывает сорок восемь стран-участниц из сорока девяти стран, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы в 1954 году. (Термин «Ратификация» подразумевает под собой процесс придания юридической силы документам (к примеру, договорам или декларации) путём утверждения его соответствующим органом всех сторон-участников).

bol1

Рисунок 1.1. Становление Болонского процесса

Болонский процесс является процессом, способствующим сближению и гармонизации системы высшего профессионального образования всех стран Западной Европы, чтобы создать единое европейское пространство высшего образования. В качестве официальной даты начала процесса теперь считается 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Данная необходимость, полагаем, больше всего мотивирована большим количеством «миграции» людей различной профессиональной направленности. Для ясности приведем пример организации трудовой деятельности в России – до недавнего времени актуально было находиться, а именно проходить свой трудовой путь, строго в рамках одного отечественного предприятия (организации) всю жизнь, зарабатывая стаж, и частая смена места работы в профессиональной сфере не приветствовалась. В Западной Европе чаще можно встретить «кочевников», которые пытают свое профессиональное счастье не только на различных предприятиях, но и пробуя себя в качестве того или иного сотрудника в смежных государствах.

С одной стороны, частая смена мест наводит на мысль о том, что сотрудник либо плохо уживается в коллективе, либо является плохим специалистом. С другой стороны, опыт работы в иностранных государствах всегда приветствуется как на зарубежном, так и на российском предприятии. Как говорится: «За одного битого двух небитых дают» — человек с большим опытом работы и столкнувшимся с целым спектром профессиональных задач гораздо ценнее сотрудника, который «сидел» несколько лет за «одним столом» на одном предприятии. Как мы видим, данные вопросы вызывают диссонанс с точки зрения новой методики образования и организации труда. Тем не менее, игнорировать нововведения также не вариант, потому как страны всегда имеют международные связи, и стоит идти в ногу со временем, чтобы не отставать от Америки и Запада. Вероятно, по этой причине Россия приняла решение вывести свои образовательные стандарты на международный уровень – в итоге, Россия также стала участницей данного процесса.

Отечественные специалисты до сих пор ведут прения касательно актуальности становления России участницей Болонского процесса. Существуют самые разнообразные и противоречивые мнения на этот счет. Одни склонны полагать, что Россия, таким образом, эволюционирует, другие считают, что: «В отношении Российской Федерации понятие «унификация» – эвфемизм, ложное благозвучное обозначение, так как Европейское экономическое сообщество ничего от российской системы не берет, никакого синтеза систем не происходит. Россия обязуется изменить свою систему на ту, что принята в Болонском процессе, обязываться имитировать чужие системы» [http://www.contrtv.ru/common/292].

Тем не менее, в нашей стране активное развитие Болонской системы приходится на сентябрь 2003 года, когда Россия была присоединена к Болонскому процессу на встрече министров образования европейских стран в Берлине [http://www.akkork.ru/r/bolognese/]. Реформа системы нашего образования, проводимая в стране постсоветского характера с основным упором на «болонский процесс», в своей концептуальной основе направлена на построение в нашем отечестве системы образования, которая станет аналогичной системам образования стран Западной Европы (и, в некоторой степени, Америки).

Преимущества введения Болонской системы в современное образование можно увидеть на рис. 1.2.

bol2

Рисунок 1.2. Болонский процесс

Стоит отметить, что система образования Российской Федерации на настоящий момент находится на пике больших изменений. В средних школах появились ГИА (государственная итоговая аттестация) и ЕГЭ (единый государственный экзамен). Вследствие чего, поменялись условия поступления в вузы: вместо вступительных экзаменов «по билетам», в университет зачисляют по результатам ЕГЭ, которые абитуриент может сдать как при выпуске из школы, так и непосредственно в университете. То есть, современные условия диктуют общему образованию приобретать более вариативный характер, предоставит, таким образом, для человека целый веер возможностей выбрать свою траекторию развития. Кардинальные перемены начали происходить в системе обучения высших учебных заведений, в том числе, приобретает популярность индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), потому что именно профессиональное образование способно открывать перед человеком еще больше вариантов для самореализации. Большое количество разнообразных профессий и специальностей, различных уровней образования: дошкольное, начальное, среднее, высшее, повышение квалификации, второе высшее образование и т.д. Многовариантность получения образования соответствует динамике развития экономики и непредсказуемой индивидуальных профессионально-образовательной потребности каждого из нас.


Обсуждение закрыто.

О НАС ГОВОРЯТ

На Студент5 я заказывал отчет по преддипломной практике. Сделали на отлично. Заказывал также выполнение финансового анализа. Тоже сделали просто прекрасно, причем все расчеты были верные! ...

Алексей, Сочи
Дипломная работа

Все отзывы