8 804 333-65-70

Бесплатный звонок (24 часа)

«Авторские договоры» (курсовая работа)

В России авторское право появилось относительно недавно, лишь в XIX веке, а после большевистского переворота вообще оказалось под угрозой исчезновения под лозунгом «Искусство принадлежит народу!». 

Содержание

Введение    3

Глава 1. Правоотношения, основанные на авторском договоре: генезис российского законодательства и современное состояние. Авторское право: субъекты, срок действия         6

1.1.   Понятие авторского правоотношения в современной и дореволюционной цивилистике        6

1.2.   Сравнительный анализ понятий авторского правоотношения, правоотношения в сфере авторского права и правоотношения в сфере авторской деятельности    10

1.3.   Авторское право: субъекты, срок действия     13

Глава 2. Гражданско – правовая характеристика авторского договора      18

2.1. Понятие и содержание авторского договора     18

2.2. Виды авторских договоров    22

Заключение         27

Список использованных источников и литературы 31

 

Введение

Актуальность темы исследования. В России авторское право появилось относительно недавно, лишь в XIX веке, а после большевистского переворота вообще оказалось под угрозой исчезновения под лозунгом «Искусство принадлежит народу!». Только в 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который, в свою очередь, впитал в себя наиболее лучшие, как представляется, достижения мировой авторско-правовой мысли. Новый этап развития авторского права связан с частью четвертой ГК РФ, который вступил в силу 1 января 2008 г. Многие положения данного кодифицированного акта не имели аналогов в ранее действовавшем национальном законодательстве, а, следовательно, они нуждаются в изучении, осмыслении, а также в толковании.

Целью настоящего исследования является выявление особенностей авторского договора как юридического факта, а также отдельных элементов состава такой сделки.

Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:

  • анализ понятия и элементов авторского договора;
  • характеристика отдельных видов авторских договоров;
  • исследование ответственности сторон по авторскому договору;
  • выявление недостатков, пробелов и юридических коллизий в нормативно – правовом регулировании исследуемых отношений;
  • разработка научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего функционирование авторского договора.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие из договоров в авторском праве.

Предмет исследования — нормы международных договоров, нормы российского законодательства, судебная практика, а также доктрина, выраженная в трудах отечественных ученых.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, индукция, дедукция, формально-логический, формально-юридический, системного подхода.

Степень научной разработанности темы. В отечественной и мировой теории и практике, а также в юридической науке вопросы гражданско – правового регулирования авторских договоров являются достаточно глубоко изученными в специальной литературе.

Источниковая база работы – это нормативные правовые акты, теоретические исследования, научные концепции и разработки, содержащиеся в публикациях, монографиях таких правоведов, как Б. С. Антимонов, В.А. Бажанов, И.В. Баранов, П. Борисенко, А.И. Бычков, В.В. Васильев, В. Витко, Э. П. Гаврилов, Ю.Т. Гульбин, Ф.И. Дубовик, Е.В. Ерохина, К.И. Каплунов, Ю.А. Козгова, О.Ю. Колесникова, В.Е. Мантров, Я.К. Новикова, В. В. Пирогова, A.M. Савельев, А. П. Сергеев, Е. А. Флейшиц, Е. Цатуряни др.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в формулировании выводов и предложений, которые могут быть использованы в целях совершенствования правового регулирования авторских договоров.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, опубликованные и неопубликованные материалы практики высших судебных инстанций и арбитражных судов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе дается характеристика правоотношений, основанных на авторском договоре. Исследуется авторское право: его субъекты, срок действия.

Вторая глава посвящена рассмотрению гражданско – правовой характеристики авторского договора.

Заключение

В работе был сделан вывод, что условно правовые отношения в сфере авторского права можно разделить на две группы: авторские правоотношения, содержанием которых выступают авторские права, указанные в ст. 1255 ГК РФ; иные правовые отношения, которые связаны с авторскими, производные от них.

Авторское правовое отношение – это преимущественно абсолютное правоотношение, возникающее в связи с созданием произведения и включающее в себя отношения по обладанию личными неимущественными правами на произведение (ч. 2 ст. 1255 ГК РФ), по использованию исключительного права на произведение (ч. 2 ст. 1255 ГК РФ) и по осуществлению иных прав на произведение (ч. 3 ст. 1255 ГК РФ).

Автор может временно передавать имущественные права на произведение другим лицам (организациям) с выплатой автору вознаграждения. Единственной законной формой передачи этих прав в России является авторский договор, составленный в письменном виде. Устная договоренность о передаче авторских прав не дает другому лицу законных оснований для использования произведения. Только в случае передачи произведения автором в периодическое издание договор может быть заключен в устной форме.

Договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора и удостоверили этот факт своими личными подписями (в случае, если стороной является юридическое лицо, то подпись заверяется еще печатью с наименованием этого лица). К существенным условиям договора относятся:

— условия, признанные таковыми законом;

— условия, признанные таковыми сторонами.

В случае несогласования этих условий договор считается незаключенным.

Существенными условиями авторского договора являются:

— конкретные имущественные права, передаваемые по данному договору;

— срок и территория, на которые передается право;

— размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения;

— порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Для обеспечения интересов сторон определяется содержание этих условий, если стороны по той или иной причине не сделали этого в договоре. Исключение из этого перечня составляют конкретные права на использование произведения, передаваемые по договору, которые стороны должны определить самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что права на использование произведения, прямо не оговоренные в договоре, считаются не переданными.

В связи с этим при заключении договора рекомендуется специально перечислять все авторские права, отнесенные законом к числу имущественных прав.

Ограничение только общей формулировкой о передаче прав на использование произведения не рекомендуется, поскольку наше законодательство не предусматривает возможности продажи прав на использование произведения в целом, как в зарубежном праве. В конечном итоге могут пострадать интересы обеих сторон: автора, поскольку за каждый случай и форму использования его произведения он имеет право на получение отдельного вознаграждения; приобретателя авторских прав — в случае возникновения спора объем перешедших к нему прав будет определяться, исходя из представлений и интересов сторон, которые они преследовали при заключении договора.

Авторские договоры можно разделить на два типа.

Первый тип договора — договор о передаче исключительных прав. Это означает, что только то лицо, которому права были переданы, может использовать произведение.

На основании договора о передаче исключительных прав у пользователя появляется право запрещать всем третьим лицам использование данного произведения теми способами, которые были переданы по договору, и преследовать нарушителей в судебном порядке. Данный запрет распространяется также и на автора произведения, поскольку обладателем прав на использование произведения теперь является то лицо, с которым автор подписал подобный договор.

В случае же, если пользователь прав не преследует нарушителя, у автора появляется право делать это самостоятельно.

Законом предусмотрена обязательная оговорка о характере передаваемых по договору прав: в случае, если в договоре не сказано, какие именно по объему права передаются приобретателю, считается, что переданы неисключительные права на использование произведения. Передача исключительных прав разрешает использование произведения только определенным способом.

Передача исключительных прав не означает передачи прав на использование произведения каким угодно образом, но только в рамках тех прав, которые прямо указаны в договоре.

Даже если произведение было создано в рамках авторского договора заказа, то и в этих случаях в нем следует прямо указывать те авторские права, которые заказчик намерен использовать. Данные договоры подчиняются требованиям, предъявляемым к авторским договорам.

Особенностью авторских договоров заказа является то, что при заключении данного договора заказчик обязан выплатить автору аванс.

Авторский договор заключается в письменной форме. Допускается заключение договора в устной форме только при использовании произведения в периодической печати.

Необходимо, чтобы в договоре были оговорены все существенные условия.

Авторский договор может быть заключен в виде одного документа или в виде нескольких документов: сам договор и приложения к нему. В договоре должно быть сказано, что все приложения являются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны обеими сторонами.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. — N 289. – 2006.

Литература

  1. Авторское право: Учеб. пособие / Е.А. Моргунова; Отв. ред. В.П. Мозолин. — М.: Норма, 2009. – С.12.
  2. Борисенко П. Правовое регулирование отношений между продюсером и авторами персонажей в рамках лицензионного договора // Хозяйство и право. – 2012. — № 1. – С.91.
  3. Бородина Ж.Н. О содержании договора авторского заказа // Право интеллектуальной собственности. – 2015. — № 1 (39). – С.4 – 8.
  4. Бубнова К. О правовой природе договора, обусловливающего право лица, не являющегося автором, на защиту нарушенного авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2014. — № 11. – С.20 – 26.
  5. Еременко В.И. Об ответственности за нарушение патента в Российской Федерации // Адвокат. – 2012. — № 4. – С.5.
  6. Калинова К.В. Концессия — организационно-правовая форма хозяйствования: особенности и определяющие их факторы. Статья 1. Концессия как инвестиционная база // История государства и права. – 2014. — № 14. – С.31.
  7. Канторович Я.Л. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Пг., 1916. – С.32.
  8. Козгова Ю.А. Существенные условия лицензионного договора в авторском праве // Интеллектуальная собственность: проблемы, вопросы, решения: Сборник материалов Международной молодежной научной конференции. Томск 16-17 мая 2012 г. – Томск, 2012. – С.8 – 9.
  9. Корецкий В.И. Авторские правоотношения в СССР. — Сталинабад, 1959. – С.143.
  10. Никитина А. Авторский договор с участием иностранных лиц // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2014. — № 3. – С.19 – 25.
  11. Попов А.В. Коммерческая концессия: особенности предмета и формы договора // Актуальные проблемы частного права: сборник научных статей. – Москва, 2012. – С.80.
  12. Российское гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. — М.: Статут, 2010. — Т. 1. – С.219.
  13. Слинкин Д.А. Договор авторского заказа как основание возникновения исключительного права на произведение // Векторы развития российского законодательства: история и современность: материалы II Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 3 декабря 2013 г. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. – С.121 – 128.
  14. Сумин А. В., Харламова В. Н., Абрамова А. В. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности: Учеб.пособие. — М., 2010. — С. 157.
  15. Сушкова О.В. Влияние условий лицензионного договора на эффективность предпринимательской деятельности // Пробелы в российском законодательстве: Материалы VI Международной научно-практической конференции 4-5 октября 2012 г. – Пермь, 2012. – С.168.
  16. Толковый словарь / Под ред. С.И. Ожегова. — М.: Юрид. лит., 1961. – 800 с.
  17. Трофимчук Н.В. Актуальные вопросы привлечения иностранных работников в Российской Федерации на основе патентов // Миграционное право. – 2012. — № 1. – С.24.
  18. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула: Автограф, 2001. – С.334.
  19. Шершеневич Г. Ф. Издательский договор // Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). — М.: Спарк, 1994. — С. 259.

Тэги:

Обсуждение закрыто.

О НАС ГОВОРЯТ

На Студент5 я заказывал отчет по преддипломной практике. Сделали на отлично. Заказывал также выполнение финансового анализа. Тоже сделали просто прекрасно, причем все расчеты были верные! ...

Алексей, Сочи
Дипломная работа

Все отзывы